Суббота, 18.11.2017, 20:41

МБДОУ №8 г. Боготола Красноярского края

Меню сайта

Работа логопедов

Для основных направлений развития и воспитания дошкольников в ДОУ имеются следующие предметные и пространственные условия: специальное помещение для коррекционной работы - кабинет логопеда. Накоплен богатый опыт работы по закреплению речевых умений и навыков, коррекции речевых нарушений. Применяются нетрадиционные формы обучения, используется обширный наглядный материал по системе И.С. Жуковой, Т.П. Филичевой, различные дидактические игры и учебно-наглядные пособия коррекционного направления по различным темам, таблицы для составления описательных рассказов. Это способствует успешному решению коррекционных задач.

Развитие речи является главной задачей. Коррекционная работа по развитию навыков связной речи и строится в соответствии с общедидактическими принципами, учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей. Формирование связной речи ребенка с ОНР в логопедической группе осуществляется, как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдения за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях.

При обучении грамоте предполагается: развитие фонематического слуха детей, работа над узнаванием, выделением и различием фона; обучение детей первоначальному чтению, введение понятия «слог», затем предложения как целого; подготовка базы для успешного овладения навыками написания прописных букв; обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемыми ими в процессе наблюдения и экскурсий, и на этой основе расширение и уточнение представлений детей о жизни; обеспечение общего развития воспитанников путем углубления содержания изучаемого материала.

Занятия по обучению грамоте строятся на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе и закрепляются работой по развитию речи на основных ее уровнях - звук (звуковая культура), слова (словарная работа), предложение, связное высказывание. Так же организовано тесное взаимодействие работы логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, и родителей. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Каждый педагог осуществляет свое направление не обособленно, а дополняя и углубляя влияние других специалистов, поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют навыки, сформированные логопедом.

Кроме того, все специалисты под руководством под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения. Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения. Он закрепляет сформированные речевые навыки детей.

Функции логопеда заключаются в изучении уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей. Логопед определяет направление и содержание работы с каждым ребенком, формирует правильное речевое дыхание, чувство ритма и выразительность речи, работает над просадической стороной речи, занимается коррекцией звукопроизношения, совершенствует фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза, устраняет недостатки слоговой структуры слова, формирует послоговое чтение, отрабатывает новые лексико-граматические категории, обучает связной речи, предупреждает нарушение письма и чтения, развивает психические функции детей. Перед занятиями проводится обследование: оно длится 2 недели. Логопед вместе с воспитателями осуществляют целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляют структуру речевого нарушения, особенности поведения, личные характеристики детей. На этом периоде создается дружеская атмосфера в группе. Дети обучаются спокойным совместным играм.

Опыт работы показал, что если не создать, доброжелательную обстановку в группе, не научить детей правильно играть и общаться друг с другом, то переход к речевой работе будет невозможен. Заканчивая этап обследования, логопед оформляет соответствующую документацию: - речевая карта на каждого ребенка; - тетрадь для связи работы логопеда и воспитателя; - рабочая тетрадь логопеда для планов занятий; - тетрадь для записи домашних заданий для каждого ребенка; - тетрадь для учета индивидуальной работы. Совместно с воспитателем логопед оформляет логопедический уголок, готовит и проводит родительские собрания, где объясняется содержание и поэтапность коррекционно-развивающей работы. Он обсуждает с воспитателем примерный режим дня детей, примерный перечень занятий на неделю.

Занятия проводятся последовательно, поэтапно, с учетом основных дидактических принципов и индивидуальных особенностей, с использованием пособий, наглядных и технических средств обучения. Тренируется правильная речь, поддерживается хорошее настроение. На занятиях постоянно присутствуют образцы правильной речи самого логопеда, детей, магнитофонные записи с выступлениями мастеров художественного слова. Занятия проводятся в утренние часы. Они которые могут быть фронтальными и подгрупповыми. Кроме того, проводится индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения. На фронтальных занятиях логопед учит плавности, длительности выхода, мягкой голосоподачи, используя игры с пением, игры-драмматизации. Решая коррекционные задачи используются различные пособия, игрушки, лексический материал, распевки, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, логоритмичекие упражнения, викторины «Мир букв», «Путешествие в страну Словографию», АБ- ВГДейка». Проводятся открытые занятия для педагогов и родителей.